(97) 789 38 79 (91) 384 70 69 berdax_teatr@mail.ru TG KK UZ RU EN
Регистрация
все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать

ДАУКАРАЕВ Нажим [1905 - 1953]

orazbay 4-10-2020, 11:41 662 Исторические личности / tarixiy-insonlar / Historical persons / Taрихый инсанлар - КК

ДАУКАРАЕВ Нажим
[1905 - 1953]

доктор филологических наук, известный писатель-литературовед, педагог, общественный деятель

 

Najim Davqoraev 

filologiya fanlari doktori, mashhur yozuvchi-adabiyotshunos, pedagog,   dablat arbobi

(10.10.1905 - 20.07.1953)

Qoraqalpoq, atoqli olim - filologiya fanlari doktori, taniqli adabiyotshunos, ustoz va dablat arbobi - Najim Davqoraev (1905 yil oktabr Qo'ng'irot viloyati - 20.07.1953, Nukus).

 Boshlang‘ich maktabda o‘qigan, Orenburgda o‘qishni davom ettirgan (1924-1925), Olma-Otadagi Qozoq pedagogika institutini tamomlagan (1926-1930). Faoliyatini universitet o'qituvchisi sifatida boshlagan. oʻqituvchilar instituti kafedrasi (1934 yildan), Qozogʻiston Respublikasi Xalq Komissarlari Soveti sanʼat boʻlimi mudiri (1942-1944), Oʻzbekiston Fanlar Akademiyasi Madaniyat va iqtisodiyot instituti direktori (1942-1944) 1944-1956). Shu bilan birga Qoraqalpog‘iston Yozuvchilar uyushmasi boshqaruvi raisi (1946-1948), Qoraqalpoq davlat pedagogika instituti kafedra mudiri lavozimlarida ham o‘rinbosar bo‘lgan.

Uning birinchi hikoyalari yigirmanchi yillarning oxiridan boshlab nashr etilgan. 20-40 yil ichida. yozgan «Partizan», (1934), «Maktab-internatda» (1935), «Bibixon» (1936), «Jasorat» (1945), «Yetimning yuragi» avtobiografik qissasi va boshqa ko‘plab. qoraqalpoq nasrining shakllanishi va rivojlanishiga katta ta’sir ko‘rsatgan boshqalar.

       “Teatr – xalq takomillashganidan dalolatdir”, – deb bir vaqtlar buyuk dramaturg A.N.Ostrovskiy teatr san’atining ommaviy o‘rnini belgilab bergan edi. Najim Davqoraev qoraqalpoq dramaturgiyasida sharafli oʻrin tutadi. Qoraqalpoq qahramonlik eposi asosidagi “Alpomis” musiqali dramasining ijodkori sifatida keng tanilgan u xalq dastaniga murojaat qilishning teatrlashtirilgan asoslarini yaratgan va uni (dostonni) Qoraqalpoq sahnasida sahnalashtirishning ijodiy usullarini ishlab chiqqan birinchi dramaturgga aylanadi.

 Muallif spektakl ustida tinimsiz ishlagan, teatr san’ati qonuniyatlarini mukammal o‘rganib, unga katta hajmdagi – 10 yildan ortiq mehnat qilgan. Hammasi bo'lib ularga Alpamisning 4 ta varianti taklif qilingan: - 1938-1939, 1942 yil. Pyesa 1944 yilda yana qayta ko'rib chiqildi. 3-chi paydo bo'ldi va 1948 yilda. - 4-variant.

 Yakuniy nashrda qahramon o‘z xalqining ozodligi va mustaqilligi uchun, urug‘larni birlashtirish uchun dushmanlarga qarshi kurashayotgan milliy qahramon sifatida oldimizda namoyon bo‘ladi. Qoraqalpoq davlat teatri sahnasida “Alpamis” premyerasi bo‘lib o‘tdi. K.S.Stanislavskiy 1942, 1944, 1948, 1958 yillarda. bir necha marta qayta ochildi va katta muvaffaqiyatga erishdi.

  Bunga muallifning qahramonlarning ichki dunyosini yuksak badiiy mahorat bilan ochib berishi, zamonaviy talqinning ijodiy sintezi va janr epik xususiyatlaridan mohirona foydalanish, musiqiy hamrohlikning hikoya chizig‘i bilan mutlaq organik uyg‘unlashuvi, dadil kirishishi ko‘p jihatdan yordam berdi. qizlarning otliqlar (juap) va "Aikulash" va boshqalar bilan og'zaki musobaqasi sifatida dastlab xalq o'yinlari. boshqalar

2007 yilda Shou yana qayta tug'ildi. nomidagi Qoraqalpoq davlat musiqali teatri sahnasida “o‘ziga xos mono-opera” sifatida qayta yaratilgan (o‘qilgan). Berdaq (rejissyor O‘zbekiston va Qoraqalpog‘iston xalq artisti, Berdaq nomidagi Davlat mukofoti laureati Najimatdin Ansatboyev), Qiyos-jyrauning “jonli” ijrosi fonida “Qo‘jambergen o‘g‘iz” dostoni versiyasidan alohida epizodlar bilan to‘ldirilgan. , zamonaviy musiqa sadosi bilan takomillashtirilgan (bastakor O‘zbekistonda xizmat ko‘rsatgan san’at arbobi, Xamza N.Muhammeddinov nomidagi O‘zbekiston Davlat mukofoti sovrindori – avvalroq V.Shafrannikov), – yangi “Alpomis” xalqlar madaniy hayotining chinakam bayramiga aylandi. respublika.

Fanni rivojlantirishda N.Davqoraevning xizmatlari katta. U ilmiy-pedagogik kadrlar tayyorlash, qoraqalpoq adabiyoti va qoraqalpoq xalq og‘zaki ijodi klassiklari asarlarini tanlash va nashr etishda bevosita ishtirok etdi.

 – Qoraqalpoq adabiyotshunosligining tug‘ilishi va shakllanishining mashaqqatli, qarama-qarshi, ko‘p jihatdan ma’yus davri – chorak asrga yaqin – o‘ziga xos, qiziqarli o‘rganish mavzusidir. N.Davqoraev va mana shu murakkab adabiyotshunoslik sohasining asoschilaridan biri

 

Нажим Давкараев

доктор филологических наук, известный писатель-литературовед, педагог, общественный деятель

(10.10.1905 - 20.07.1953)

Каракалпак, Давкараев Нажим - является Крупным ученым – доктором филологических наук, известным писателем-литературоведом, педагогом и общественным деятелем (октябрь 1905 Кунградский район - 20.07.1953, г. Нукус).

 Учился в начальной школе, продолжил учебу в Оренбурге (1924-1925), окончил Казахский педагогический институт в Алма-Ате (1926-1930). Начав трудовую деятельность с должности преподавателя вуза, зав. кафедрой учительского института (с 1934), начальника управления искусств Совета народных комиссаров РК (1942-1944), стал директором Института культуры и экономики Академии наук Узбекистана (1944-1956). Одновременно, по совместительству работал Председателем правления Союза писателей Каракалпакии (1946-1948), заведующим кафедрой Каракалпакского государственного педагогического института.

Его первые рассказы печатаются с конца двадцатых годов. В 20-40 гг. написаны "Партизан", (1934), "В интернате" (1935), "Бибихан" (1936), "Храбрость" (1945), автобиографическая повесть "Сердце сироты" и мн. др., оказавшие большое влияние на формирование и развитие каракалпакской прозы.

        "Театр – это признак совершенствования нации", - определил в свое время общественное место театрального искусства великий драматург А.Н.Островский. Нажим Давкараев занимает почетное место в каракалпакской драматургии. Широко известный как создатель музыкальной драмы "Алпамыс" по мотивам каракалпакского героического эпоса, он становится первым драматургом, заложившим театральные основы обращения к народному дастану и разработавшим творческие методы постановки его (эпоса) на каракалпакской сцене.

 Автор, непрерывно работая над пьесой, в совершенстве изучив законы сценического искусства, вложил в нее громадный труд - свыше 10 лет. Всего им было предложено 4 варианта "Алпамыса": - 1938-1939, в 1942г. пьеса была заново переработана, в 1944г. появился 3-й, а в 1948г. – 4-й варианты.

 В окончательной редакции герой предстает перед нами как народный богатырь, борющийся с врагами за свободу и независимость своего народа, за объединение родов. Премьера "Алпамыса" состоялась на сцене Каракалпакского гостеатра им. К.С.Станиславского в 1942г., а в 1944, 1948, 1958 гг. неоднократно возобновлялась и имела огромный успех.

 Этому в значительной степени способствовали высокохудожественное мастерское раскрытие автором внутреннего мира персонажей, творческий синтез современной трактовки и умелого использования жанровых эпических особенностей, абсолютное органическое слияние музыкального сопровождения с сюжетной линией, смелый ввод в действие исконно народных игр как словесное состязание девушек с джигитами (жуап) и "Айкулаш", и мн. др.

В 2007г. спектакль вновь получил свое очередное рождение. Воссозданный (прочтенный) как "своеобразная моно-опера" на сцене Каракалпакского государственного музыкального театра им. Бердаха (режиссер-постановщик народный артист Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат Государственной премии имени Бердаха Нажиматдин Ансатбаев), дополненный отдельными эпизодами из варианта дастана Кожамбергена-огиз жырау на фоне "живого" исполнения Кыяса-жырау, усиленный современным музыкальным звучанием (композитор заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат Госпремии Узбекистана им. Хамзы Н.Мухаммеддинов - ранее В.Шафранников),- новый "Алпамыс" стал настоящим праздником культурной жизни республики.

Большая заслуга принадлежит Н.Давкараеву в развитии науки. Он непосредственно участвовал в подготовке научно-педагогических кадров, в подборе и издании произведений классиков каракалпакской литературы и каракалпакского фольклора.

 "Трудный, противоречивый, во многом мрачный период зарождения и становления каракалпакской литературной критики – около четверти века – представляет особый, интересный, предмет изучения". Н.Давкараев и здесь является одним из основателей этой сложной области литературоведения.

 

Nazhim  Davkaraev

Doctor of Philology, famous writer, educator, statesman

 

(10/10/1905 - 07/20/1953)

Karakalpak, A prominent scientist - doctor of philological sciences, a famous literary critic, teacher and public figure - is Nazhim Davkaraev (October 1905 Kungrad region - 07/20/1953, Nukus).

 He studied at elementary school, continued his studies in Orenburg (1924-1925), graduated from the Kazakh Pedagogical Institute in Alma-Ata (1926-1930). Starting his career as a university teacher, head. chair of the teacher's institute (since 1934), head of the department of arts of the Council of People's Commissars of the Republic of Kazakhstan (1942-1944), became director of the Institute of Culture and Economics of the Academy of Sciences of Uzbekistan (1944-1956). At the same time, he worked part-time as the Chairman of the Board of the Union of Writers of Karakalpakstan (1946-1948), head of the department of the Karakalpak State Pedagogical Institute.

His first stories have been published since the late twenties. In 20-40 years. written "Partisan", (1934), "In the boarding school" (1935), "Bibikhan" (1936), "Courage" (1945), the autobiographical story "The Heart of an Orphan" and many others. others, who had a great influence on the formation and development of Karakalpak prose.

"The theater is a sign of the improvement of the nation," - the great playwright A.N. Ostrovsky once defined the public place of theatrical art. Najim Davkaraev occupies an honorable place in the Karakalpak drama. Widely known as the creator of the musical drama "Alpamys" based on the Karakalpak heroic epic, he became the first playwright who laid the theatrical foundations for addressing the folk dastan and developed creative methods for staging it (the epic) on the Karakalpak stage.

 The author, continuously working on the play, having perfectly studied the laws of theatrical art, invested in it a huge amount of work - over 10 years. In total, they were offered 4 variants of Alpamys: - 1938-1939, in 1942. The play was revised again in 1944. the 3rd appeared, and in 1948. - 4th options.

 In the final edition, the hero appears before us as a national hero, fighting enemies for the freedom and independence of his people, for the unification of clans. The premiere of "Alpamys" took place on the stage of the Karakalpak State Theater. K.S. Stanislavsky in 1942, and in 1944, 1948, 1958. reopened several times and was a huge success.

This was largely facilitated by the highly artistic masterful disclosure by the author of the inner world of the characters, the creative synthesis of modern interpretation and the skillful use of epic genre features, the absolute organic fusion of musical accompaniment with the storyline, the bold introduction of primordially folk games as a verbal competition of girls with horsemen (zhuap) and "Aikulash", and many others. others

In 2007 The show has been reborn again. Recreated (read) as "a kind of mono-opera" on the stage of the Karakalpak State Musical Theater named after. Berdakh (stage director People's Artist of Uzbekistan and Karakalpakstan, laureate of the State Prize named after Berdakh Nazhimatdin Ansatbaev), supplemented by individual episodes from the version of the dastan Kozhambergen-ogiz zhyrau against the backdrop of a "live" performance of Kyyas-zhyrau, enhanced by modern musical sound (composer Honored Art Worker of Uzbekistan , winner of the State Prize of Uzbekistan named after Khamza N. Mukhammeddinov - earlier V. Shafrannikov), - the new "Alpamys" has become a real celebration of the cultural life of the republic.

A great merit belongs to N. Davkaraev in the development of science. He was directly involved in the training of scientific and pedagogical personnel, in the selection and publication of works by the classics of Karakalpak literature and Karakalpak folklore.

 "The difficult, contradictory, in many ways gloomy period of the birth and formation of Karakalpak literary criticism - about a quarter of a century - is a special, interesting subject of study." N. Davkaraev and here is one of the founders of this complex field of literary criticism

 

 

Похожие новости

Аймурзаев Жолмурза (1910-1996)

Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1946). Народный писатель Узбекской ССР (1981).

04.10.20 Исторические личности / tarixiy-insonlar / Historical persons / Taрихый инсанлар - КК
Театр директорының орынбасары НИЕТУЛЛАЕВ АСАН ХОЖАБАЕВИЧ

10.10.20 Руководство / etakchilik / Heads / Искерлик
Отепов Абдираман 1905 – 1934

Театрдың көркемлик жақтан басшысы, актёр, драматург, мәмлекет ғайраткер Театрнинг бадиий раҳбари,

05.10.20 Исторические личности / tarixiy-insonlar / Historical persons / Taрихый инсанлар - КК
Дарибаев Мырзагали (1909-1942)

Заслуженный деятель искусств Каракалпакской АССР

04.10.20 Исторические личности / tarixiy-insonlar / Historical persons / Taрихый инсанлар - КК
Ансатбаев Нажиматдин Ansatbaev Najimatdin

Қарақалпақстанда хызмет көрсеткен артист, Өзбекстан халық артисти, Бердақ атындағы мәмлекетлик

18.10.20 Nuraniyler / Faxriylar / Ветераны / Veterans