Развития каракалпакской драматургии и театра
orazbay 16-11-2021, 10:59 666 История театра / teatr-tarihi / Teaтр тарийхы - КК
Об особенностях развития каракалпакской
драматургии и театра
Жанр драматургии в каракалпакской литературе. Первые драматургические произведения каракалпакских авторов – С.Мажитова, А.Отепова и А.Бегимова, Дж.Аймурзаева. Тематика и проблематика каракалпакских пьес 30-х гг. Использование каракалпакских народных мелодий в драмах. Появление музыкальной драмы в каракалпакской литературе (С.Мажитов «Багдагуль», Н.Давкараев «Алпамыс»).
Алпамыс и Гулаим – образы, олицетворяющие народные идеалы.
Обращение к историческим личностям народа. Образ Ерназара Алакоза – предводителя восстания каракалпаков в пьесе М.Дарибаева «Мечта».
Образ и характер войны в каракалпакской драматургии 40-х гг. (Ж.Аймурзаева «Лейтенант Елмуратов», «Коля», С.Хожаниязов «Наш Бахадыр» и др.).
Личный и общественный конфликт в каракалпакских пьесах 40–50-х гг. (Ж.Аймурзаев «На берегах Амударьи», «Айгуль-Абат», Ж.Аймурзаев и А.Шамуратов «Дочь Арала», А.Бегимов и Т.Алланазаров «Гарип ашык», С.Хожаниязов «Насильно мил не будешь», П.Тлегенов «Первый гудок» и т.д.) столкновение между героями в музыкальной драме «Гарип ашык», как показ борьбы между добром и злом.
Появление пьес для детей в каракалпакской драматургии в 50-х гг. (Пьесы Т.Тлегенова «Кто виноват?», «Сын своей матери», Ж.Аймурзаева «Мои сыновья и дочери» и др.). Шаблонность изображения жизни детей в этих пьесах.
Семейные, психологические, морально-нравственные проблемы в музыкальных комедиях Ж.Аймурзаева и Т.Алланазарова «Раушан», Ж.Аймурзаева «Милый доктор»,
«Тенета Шеберхан», С.Хожаниязова «Талуас», Н.Ешматова и Р.Ешимбетова «Свадьба на пастбище», Т.Сейтжанова «Черноглазая красавица», «Беспокойные волны», П.Тлегенова «Бекжанская трагедия», А.Шамуратова и И.Юсупова «Сорок девушек», Т.Жумамуратова «Девичьи шутки», Г.Абдулова и Т.Баяндиева «Дочь каракалпака» и т. д.
Отражение темы борьбы за свободу народа в переработанном варианте музыкальной драмы Ж.Аймурзаева «Бердах». Колоритные образы народного борца Ерназара Алакоза и классика каракалпакской литературы XIX в. Бердаха в драме.
Проблематика драматических произведений каракалпакских авторов в 70-80 гг. ХХ в. Оригинальность решения конфликта в драмах Т.Сейтжанова «Абу Райхан Беруни», К.Авезова «На пути к мечте», И.Юсупова «Насмешник Омирбек», Д.Айтмуратова «Суета сует», Ж.Сейтназарова и У.Хожаниязова «Завистники», Ж.Сейтназарова «Искра», К.Рахманова «Невестка», С.Хожаниязова «Айкулак», Ж.Аймурзаева «Девочки близнецы» и др.
Мы уже говорили, что письменность у каракалпаков появилась в 20-х гг. XX века. В этот период каракалпакская литература первой половины XX в. все еще делала робкие шаги и продолжала классические традиции устного творчества и тюркской поэзии.
Известно, что еще в классической тюркской поэзии и фольклоре широко были представлены отдельные элементы народной драмы (так, например, в каракалпакских «жуабах» — песенно-шутливых состязаниях эта деталь ярко проглядывается).
В свадебных обрядах каракалпаков беташар (азербайджанский бяд ашар), хей жар (азербайджанский щей йар), мереке (азербайджанский мярякя) прослеживаются элементы театрализованных представлений. Они содержат остроумные диалоги и яркие комедийные сцены, вызывающие смех, то сочувственно-лукавый, то обличительно - гневный, но всегда жизнерадостный, полный народного юмора.
Это и дало толчок развитию драматургического жанра у каракалпаков. Развитию жанра драматургии в определенной мере способствовал и народный кукольный театр скоморохов – масхарабазов (сравни азербайджанский мясхярячиляр).
Каракалпакский национальный театр берет свое начало с конца 1920 гг. Возникнув на основе самодеятельных и полупрофессиональных кружков, каракалпакский театр к настоящему времени сложился полностью, ныне служит примером вполне современного, профессионального театрального явления.
Первая национальная труппа «Танг нуры» /«Утреняя заря»/ создана в 1927 г. в Турткуле на основе любительских драмкружков. Это были представители молодой каракалпакской интеллигенции, среди которых были такие ведущие деятели национальной культуры, как А.Отепов, Ж.Аймурзаев, А.Матьякубов, Г.Убайдуллаев, Т.Исматуллаев, Ж.Пирназаров, К.Алланиязов.
В каракалпакских театральных кружках наряду с мужчинами также были заняты каракалпачки Жумагуль Сеитова, Курбангуль Бекмуратова, Марьям Темирханова, Пердегуль Саекеева. Художественным руководителем их труппы был Абдраман Отепов. В последствии пьесы А.Отепова «Тен- гин тапкан кыз», «Жасырын молдек», «Ашрет ишкинда», монтажи – «Жалкау Дикан», «Столовая», «Сонггы селтенг», «Жгит болдыз» и др. составили основу каракалпакского театрального репертуара 30-40-х гг.
В те годы в каракалпакском театре с успехом шли спектакли «Сорок девушек», «Первая любовь», «Девичьи шутки», «Слуга двух господ». Эти спектакли сделали репертуар театра весьма разнообразным.
Сегодня каракалпакский театр существует более 75-и лет. За это время он прошел большой и славный творческий путь. Интересно, что каракалпакский театр в процессе становления и Каракалпакский государственный театр имени К.С.Станиславского, развития впитывал в себя все лучшее из сокровищницы национальной культуры, традиции тюркского, русского и театра других народов. Активная помощь деятелей узбекской культуры представителям каракалпакского искусства сыграла огромную роль в развитии национальной драматургии и театра. Наряду с пьесами национальных авторов театр познакомил зрителей с произведениями узбекских, азербайджанских, туркменских, казахских, русских, украинских, белорусских драматургов.
В перечне спектаклей Каракалпакского Государственного театра музыкальной драмы и комедии, отражена почти сорокалетняя деятельность этого уникального очага каракалпакской культуры. В перечне указаны авторы, композиторы, режиссеры, художники и количество сыгранных в театре спектаклей.
Наряду с другими пьесами на каракалпакской сцене с большим успехом шли и спектакли азербайджанских авторов: «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Пятирублевая невеста» М.Ордубади и др. Это яркое свидетельство того, что азербайджанская драматургия сыграла свою соответствующую роль в формировании каракалпакского сценического искусства.
Тематика каракалпакских национальных пьес была весьма разнообразной. Драмы А.Утепова, А.Бегимова, Ж.Аймурзаева в целом верно воспроизводили характерные черты эпохи и правдиво отразили быт народа. А.Утепов создавал пьесы пре- имущественно сатирического плана такие, как «Девушка, на- шедшая себе равного», «Уполномоченный-очковытиратель», «900 граммов», «Лодырь Сейтмурат» и др. А.Бегимов в пьесе «Хатира» строил действие на противопоставлении ушедшей и новой жизни каракалпаков. Ж.Аймурзаев в пьесе «Хакислилер» разоблачал лжепатриотов, тунеядцев и врагов народа.
Отметим и другую важную черту каракалпакского театра. Начиная с тридцатых годов XX века, каракалпакские драматурги и театр большое внимание уделяли инсценированию народ.
Подробно см.: Баяндиев Т. Каракалпакский Государственный театр имени К.С.Станиславского, с.193-199.
Часто показывались «Алпамыс» Н.Давкараева, «Кыз Жибек» и «Козы Корпеш и Баян Сулу» Г.Мусрепова, «Гарип ашык» А.Бегимова, «Сорок девушек» А.Шамуратова и И.Юсупова, «Тахир и Зухра» С.Абдуллы и др.
В годы Великой отечественной войны репертуар каракалпакского театра был достаточно разнообразен. Пьеса Ж.Аймурзаева «Лейтенант Елмуратов» с помощью режиссеров Т.Алланазарова и С.Джуманиязова с успехом шла на национальной сцене. Были и другие удачные постановки в годы войны у каракалпакского театра.
В числе которых пьесы «Курбан Умаров» С.Абдуллы и Чустия, «Алпамыс» Н.Давкараева, «Тахир и Зухра» С.Абдуллы, «Тазагуль» Р.Мажитова, «Пятирублевая невеста» азербайджанского автора М.Ордубади, «Офтоб- хан» узбекского драматурга К.Яшена, «Бедность не порок» А.Островского, «Русские люди» К.Симонова и др.
После войны на каракалпакской сцене с успехом поставлены пьесы национальных и узбекских авторов: «Айгуль и Аб- бат», «Арал кызы», «На берегу Аму-Дарьи», «Бердах» Ж.Ай- мурзаева, «Гульсара» К.Яшена и М.Мухамедова, «Алтын кул» Уйгуна, «Бай и батрак» Хамзы, «Новая земля» Каххара и т.д.
Наиболее распространенным жанром (особенно с 60-х гг. XX в.) на каракалпакской сцене была музыкальная драма. Отметим, что этот жанр в национальной литературе до указанного времени был развит недостаточно.
На развитие жанра драматургии большое влияние оказали переводы классических творений французских, русских, азербайджанских и узбекских драматургов. На каракалпакской сцене ставились такие выдающиеся произведения, как «Реви- зор» Н.Гоголя, «Бедность не порок» А.Островского, «Любовь Яровая» К.Тренева «Васса Железнова», М.Горького, «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Бай и батрак», «Проделки Майса- ры» Х.Ниязи и др.
Баяндиев Т. Каракалпакский Государственный театр
имени К.С.Станиславского, с. 194-195.
В 30-е гг. были созданы пьесы на историко-общественные темы С.Мажитовым, А.Отеповым и А.Бегимовым. Немало пьес было создано по мотивам народного эпоса, были написаны первые драматургические произведения для детей. Злободневным проблемам периода были посвящены комедии А.Отепова «Очковтиратель», «900 грамм», «Одеколон», «Сомнение», А.Матякубова «Кокнарист», Ж.Аймурзаева «Вредители», «Трепачи», «Своей палкой по себе же», «Воровство-унижение». Сюжет этих комедий, безусловно, основывался на фактах реальной действительности.
Так, например, Ж.Аймурзаев в комедиях «Вредители», А.Отепов в «900 грамм» использовали для характеристики персонажей их язык. Героями этих комедий являются безграмотные невежды, лодыри. Таким представляется образ Амета в комедии «900 грамм», который на протяжении всего года не работал, а как узнал, что ему причитается 900 грамм на трудодень, набрал у соседей мешков и подъехал на арбе к колхозному складу.
Тема этой и других комедий периода была настолько злободневна, что они шли во многих театрах Каракалпакстана. Тот же Ж.Аймурзаев в комедии «Своей палкой по себе же», показывая жестокость баев, мулла и ишанов, в тоже время изображает борцов за справедливость. В комедии автором широко использованы различные гротески, сатирико-юмористические изобразительные средства.
Несмотря на то, что тема комедии фактически освещала страницы из прошлой жизни Каракалпакстана, тем не менее, много в ней и из современной жизни народа. Несмотря на то, что критика тех лет в основном положительно отнеслась к комедии Ж.Аймурзаева, тем не менее не все персонажи в ней были раскрыты достаточно ярко и психологически достоверно. Если образ Анаргуль, например, слишком динамичен, то образ Иманбая статичен.
Другие комедии Ж.Аймурзаева посвящены жизни народа той поры. И надо сказать, что многие из его комедий хромают декларативностью, слабостью развития конфликта, схематичностью. Таковы, в частности, комедии «На свадьбе», «Тотыхана», «Той», «Воровство-унижение». Исходя из этого три первые комедии продержались на каракалпакской сцене недолго.
Теме колхозной жизни посвящены пьесы М.Дарибаева «Новые люди» и Ж.Аймурзаева «Той». Эти пьесы примечательны тем, что в них впервые в каракалпакской драматургии нашло широкое отражение тема труда. Особенно колоритными красками вписаны образы Палуана и Сырымбета, являющиеся выходцами из трудовой среды в пьесе М.Дарибаева «Новые люди».
Теме феодального периода в Каракалпакстане посвящена первая музыкальная драма С.Мажитова «Багдагуль». Главными героями драмы являются представители крестьянской молодежи Хожан и Багдагуль, которые любят друг друга.
Однако 60-летний волостной Шамшет, посягая на любовь Хожана, собирается сделать Багдагуль своей третьей женой. Для претворения к жизни своего аморального умысла он отправляет Хожана на тыловые работы. Багдагуль же не идет на какие-либо ухищрения и хранит верность своему возлюбленному. Не выдержав унижения, она убегает из родного аула, и хотя с трудом, но все же соединяется с Хожаном.
В драме удачно использованы мотивы народных мелодий «Печальная девушка», «Айжанай», «Беспредел», «Мухаллес», «Бозатау» и др. С.Мажитов своей драмой показал роль использования фольклорных песен в драматических произведениях.
В музыкальной драме «Багдагуль» отчетливо виден творческий почерк основателя узбекской драматургии Х.Х.Ниязи, особенно его драмы «Бай и батрак».
В центре пьесы М.Дарибаева «Мечта» - историческая личность, Ерназар Алакоз, предводитель восставшего народа и выразитель его интересов. И сам Ерназар Алакоз, и все члены его семьи (жена Нурбиби, старая мать Кулнар, сын Жадигер), друзья (Коркпас, Таймас, Жуман, Ергаш) выступают мужественными борцами.
Примечательно, что драматург показал Ерназара не как героя-одиночку, а как сплоченную силу, у него много соратников и единомышленников. Против повстанцев, руководимых Ерназаром Алакозом, выступает Хивинский хан Сеид Мухаммед с армией хорошо вооруженных и жестоких воинов. Впечатляюще рисуя борьбу Ерназара и его друзей против Хивинского хана, драматург в то же время не сумел избежать некоторой модернизации образа главного героя.
В числе примечательных произведений сценического искусства каракалпаков особо следует отметить музыкальную драму Н.Давкараева «Алпамыс», написанную по мотивам широко известного эпоса среднеазиатских тюрков. Облекая идейно-художественные особенности дастана в новую письменно – литературную форму, автор избрал лейтмотивом драмы его основную идею - борьбу за объединение каракалпакских родов, их независимость.
Главный герой и ведущие образы Алпамыс, его возлюбленная Гулаим – олицетворяют народные идеалы, именно такими же они предстают в музыкальной драме Н.Давкараева «Алпамыс».
В 40-е гг. на сцене каракалпакского театра были поставлены драмы Ж.Аймурзаева «Лейтенант Елмуратов», «Коля», С.Хожаниязова «Наш Бахадыр», а также пьесы, переведенные с узбекского, русского и других языков на каракалпакский. Особенно интересным выдался спектакль драмы «Лейтенант Елмуратов», где ярко и образно показана героическая борьба Батырбека Елмуратова и его друзей. В спектакле, согласно авторской задумке, раскрыто духовное родство народа.
В драме «Лейтенант Елмуратов» главный герой не статическая фигура, а самоотверженный воин. Он показан в движении, в развитии.
Эту пьесу отличало много положительных качеств, она – лучшее драматическое произведение каракалпакской литературы военного времени. Однако и она имеет некоторые недостат- ки: повторяющие события прежних пьес, не все персонажи имеют яркую индивидуальную и психологическую характеристику и т.д.
Максетов К. Эпос и драма.- «Амударья», 1974, № 3, с.111.
Наряду с другими произведениями, пьесы инонациональных авторов переводились на каракалпакский язык, среди которых произведения К.Симонова, К.Яшена, С.Абдуллы и др. Они звали на героические подвиги в борьбе с врагами.
В годы войны с содержательными публицистическими статьями и корреспонденциями выступили такие каракалпакские писатели, Н.Давкараев, У.Кожуров, А.Шамуратов, М.Дарибаев др.
В 40-50-е гг. немало сценических произведений создали Ж.Аймурзаев, С.Хожаниязов, А.Шамуратов. П.Тлегенов и др. Их произведения посвящены интересной тематике. Так, например, в музыкальной драме Ж.Аймурзаева «На берегах Амударьи» показан конфликт между собственным и общественным интересами. Председатель колхоза Узакберген думает о личной наживе, обогащении, которого разоблачает отец Палван мудрый и справедливый человек.
Хотя пьеса посвящена актуальной теме, автор не сумел раскрыть ее правдиво и убедительно. Некоторые моменты пьесы лишены острых конфликтов. Это от того, что автор не развивает задуманную линию, впоследствии отказывается от дальнейшего нарастания конфликта. Председатель колхоза отправляется к секретарю райкома, осознает свои ошибки, его переводят на должность бригадира. Председателем колхоза становится Парахат, волевой и целеустремленный человек. Вот почему, несмотря на некоторые недостатки, музыкальная драма Ж.Аймурзаева «На берегах Амударьи» тепло была встречено зрителями.
Аральским рыбакам была посвящена пьеса Ж.Аймурзаева и А.Шамуратова «Дочь Арала». Главная героиня – Гульзада Еримбетова – передовая труженица, жизнерадостная девушка. Авторы пьесы задумали отразить в ней настоящую любовь, свершения трудовых подвигов людей. К сожалению, из-за статичности главных героев им это не удавалось.
Профессиональным драматургом был Сапар Ходжаниязов (1910), который создал большое количество пьес, драм, комедий. Из числа его комедий особо следует выделить «Насильно мил не будешь», остроумно высмеивающую пороки каракалпакской действительности XIX в. Эта комедия около 30-и лет не сходила со сцены каракалпакского театра, она с успехом шла также на сценах театров Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана и других республик.
Строительству железной дороги Чарджоу – Кунград посвящена пьеса П.Тлегенова «Первый гудок». Главный герой Алым Дасанов болеет за скорейшее завершение работ. К сожалению, из-за слабости конфликта образы и этой пьесы получились схематичными, невыразительными.
Важным событием театральной жизни Каракалпакстана в 50-е годы стали пьесы Ж.Аймурзаева «Айгуль-Абат», А.Бегимова и Т.Алланазарова «Гарип-ашык», комедия С.Хожиниязова «Насильно мил не будешь» и др.
Главные герои пьесы Ж.Аймурзаева Айгуль и Абат любят друг друга, бестрашны, борются во имя будущего, они – активные борцы. Любовная коллизия в пьесе перерастает в социальный смысл. В образе Айгуль драматург воплощает лучшие качества каракалпакской женщины. Раскрытию духовного мира героев способствует яркое воссоздание эпохи феодализма. Вообще по сравнению с другими сценическими произведениями музыкальная драма Ж.Аймурзаева отличается своим высоким идейно – художественным уровнем, за что в 1973 г. Ж.Аймурзаеву была присуждена Государственная премия Каракалпакстана имени Бердаха.
Нурмухамедов М.К., Жданко Т.А., Камалов С.К. Культура советской Каракалпакии. – В кн.: Нурмухамедов М.К., Жданко Т.А., Камалов С.К. Каракалпаки, с. 114.
В музыкальной драме А.Бегимова и Т.Алланазарова «Гарип ашык» показана борьба Гариба и Шасенем за счастье. Недруги против соединения влюбленных. Так, например, один из них визирь Хакимзаде, строил козни, пытаясь расстроить брак. Обвинив Гариба в краже из шахской казны, он добивается его изгнания из страны. Но Гариб не отступает. Столкновение между Гарибом и Хакимзадой превращается в борьбу между добром и злом. Гариб возвращается к Шасенем и справедливость торжествует.
Музыкальная комедия С.Хожаниязова «Насильно мил не будешь» посвящена высмеиванию пережитков. Конфликт в комедии обостряется между молодыми героями – Шасанем, Авез и др. и отрицательными персонажами – Годалаком и др. и расскрывается с помощью гротеска и сатиры. В комедии много запоминающихся моментов. Благодаря положительным чертам комедия на протяжении долгого времени не сходила со сцен республиканского театра и переведена на киргизский, узбекский, русский и другие языки.
Драматургия 50-х гг. пополнилась пьесами, написанными для детей. Среди них: «Мы готовы» Т.Маткаримова, «Кто виноват!», «Сын своей матери» П.Тлегенова, «Мои сыновья и дочери» Ж.Аймурзаева. Почти все они хромают односторонностью.
Примечательной особенностью каракалпакской драматургии анализируемого периода была его обращение к современным проблемам, дальнейшему росту общего уровня каракалпакской драматургии, которые укрепили связи драматургии с жизнью, в ней все отчетливее нашел отражение духовный облик людей.
В драматургии 50-60-х гг. ведущее место занимают пьесы, посвященные морально-нравственным проблемам. Появившиеся музыкальные комедии Ж.Аймурзаева и Т.Алланазарова «Раушан», Ж.Аймурзаева «Тенета Шеберхан», С.Хожаниязова «Талуас», Н.Егматова и Р.Ешимбетова «Свадьба на пастбище», Т.Сейтжанова «Черноглазая красавица», «Беспокойные волны», П.Тлегенова «Бегжанская трагедия», А.Шамуратова и И.Юсупова «Сорок девушек», Т.Жумамуратова «Девичьи шутки», Г.Абдулова и Т.Баяндиева «Дочь каракалпака» и др. интересны не только с точки зрения тематики, но и поставленных в них злободневных вопросов. Здесь семейные, психологические, морольно-нравственные проблемы.
Интересны и свое образны также, и пьесы Ж.Аймурзаева «Сердца друзей» и «Милый доктор» отличающиеся глубоким психологизмом, а пьесы «Раушан», «Милый доктор» заняли важное место в репертуаре Каракалпакского государственного театра им.К.Станиславского, ставились на сценах театров Уз- бекстана и Туркмении.
В драматургии С.Хожаниязова (пьесы «Насильно мил не будшеь», «Айша», «Бахыт», «Молодие сердца») нашел отражение целый этап жизни каракалпакского народа в ХХ в. Живыми, колоритными красками написаны пьесы «Айкулак», «Талуас», «Прыть Еркетая». Почти все пьесы С.Хожаниязова отличаются жанровой определенностью, сценичностью, верностью лучшим традициям каракалпакского народного творчества, что придавало им яркий национальный колорит.
В драматургии 60-х гг. следует отметить пьесы Ж. Аймурзаева «Источник жизни», Г.Абдулова и Т.Баяндиева «Дочь каракалпака» и новый вариант музыкальной драмы Ж.Аймурзаева «Бердах». В новом варианте пьесы «Бердах» драматург на первый план выдвинул тему борьбы за свободу народа против хивинского хана, местных феодалов и духовенства. Автор создал колоритный образ народного борца Ерназара Алакоза. В центре внимания Ж. Аймурзаева образ классика каракалпакской литературы XIX в, Бердаха, показанный как стойкий и непоколебимый борец за свободу и счастье, мудрый представитель народа.
Каракалпакскую драматургию 70-х гг. отличает широта тематического диапазона. Оригинальны и своеобразны драмы Т.Сейтжанова «Абу Райхан Беруни», «Искра», «Единственный куст пщеницы среди ячменного поля», К.Авезова «На пути к мечте», И.Юсупова «Насмешник Омирбек», Д.Аймуратова «Суета сует», Ж.Сейтназарова и У.Хожаниязова «Айкулак», «По велению сердца», «Завистники», П.Тлегенова «Кто вино- ват?», К.Рахманова «Невестка», «Приглашение на тот свет», Ж.Аймурзаева «Девочки-близнецы» и др.
Каракалпакская драматургия вела поиски и в последующие десятилетия – 80-е-90-е гг, она, вобрав в себе наилучшие черты как национальной, так и узбекской, туркменской, казахской, русской развивалась новыми темами.
Вопросы для самопроверки
1. К какому времени относится зарождение каракалпак-
ской драматургии?
2. Каковы характерные особенности драматургических произвединий 30-х гг ХХ в?
3. Какова тематика пьес М.Дарибаева «Новые люди»,
«Мечта», Ж.Аймурзаева «Той», С.Мажитова «Багдагуль» и др?
4. Какие драматические произведения каракалпакских авторов посвящены теме войны?
5. В произведениях каких каракалпакских авторов ярко запечатлены страницы трудовой жизни народа?
6. Какие музыкальные драмы в каракалпакской литературе написаны по мотивам народных дастанов?
7. В каких музыкальных драмах отчетливо проявились об-
разы исторических и культурных деятелей?
8. Какова проблематика пьес Т.Сейтжанова «Абу Райхан Беруни», К.Авезова «На пути к мечте», И. Юсупова «Насмешник Омирбек», Д.Аймуратова «Суета сует», П.Тлегенова «Кто виноват?», Ж.Сейтназарова «Искра», К.Рахманова «Приглашение на тот свет», С.Хожаниязова «По велению средца» и др.?
Похожие новости
Театр тарийхи ҳақида маълумот
Театр тарийхына - 90 жыл, 1926-2016
Бердақ атындағы Қарақалпақ мәмлекетлик академиялық музыкалы театры 90 жыл
Аймурзаев Жолмурза (1910-1996)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1946). Народный писатель Узбекской ССР (1981).